person_outline
phone

21:38
Пиратство

Свистать всех наверх! Сегодня поговорим о пиратстве.

На написание этой статьи меня толкнули несколько сториз из Dana Delon. В них она говорила о беде пиратства и как это пагубно влияет на творчество. Я и сам сталкивался с пиратством своих произведений и я против этого. Сейчас расскажу почему.

Когда я впервые вышел в сеть, а это было в середине нулевых, я был несказанно рад тому разнообразию контента, который предоставлял безлимитный доступ к интернету. Фильмы, музыка, игры – все это можно было скачать бесплатно! Конечно, я не задумывался о законности всего этого. Я был пиратом! Тогда пиратили все, чего греха таить. Не было стрименговых сервисом, интерне-магазины только появлялись, а купить лицензию можно было только на диске. То есть, надо было поднять жопу, взять деньги и пойти в магазин. Альтернатива: сидеть дома и тихо качать фильмец себе с торрента. Выбор очевиден. Конечно, не для всех, так как и тогда были честные люди, которые покупали исключительно лицензию. Сейчас таких людей в разы больше, так как лицензированный контент стал доступней и дешевле. Но пиратство не искоренено! Да и вряд ли когда либо будет.

Как пиратство вредит автору?

Первое: автор теряет фидбэк – обратную связь. У автора есть свои страницы в интернете (личный сайт, группы в соцсетях, страницы на литературных сайтах) где автор размещает свои произведения. Если речь идет про автора, который издается в издательстве, то его книги продаются на определенных площадках. В любом случае, автор знает про эти ресурсы и имеет к ним доступ. Поэтому он легко может ознакомиться с отзывами на свое творчество. В случае же пиратства, автор не может отследить все пиратские сайты и что там пишут про его произведения. Следовательно, нет обратной связи «читатель-автор».

Второе: автор теряет доверие. Это касается тех авторов, которые издаются. Дело в том, что автор, чьи книги находятся в свободном доступе в сети, теряет доверие у издателей. Книги не продаются, нет доверия, нет контракта. То есть, с таким автором издатель просто не продлит контракт, так как интерес к автору издатель смотрит по уровню продаж, а не количеству скачиваний с пиратских сайтов.

Третье: нет доступа к редактуре текста. Это уже моя проблема, как самиздат автора. Как это не удивительно, но мои произведения тоже пиратили. Это романы «Пыль богов» и «Игра в маски». Причем про «Игру в маски» всегда забывают, что она написана в соавторстве с Надин Ривз и Анной Бритвиной, указывая автором только меня. И проблема в том, что текст редактируется силами самих авторов. Ну, относительно  «Игры в маски» редактировался, мы давно забросили правку. А вот «Пыль богов» я постепенно вычитываю и правлю. А на пиратских сайтах висит все та же старая версия с ошибками, опечатками и все еще 40 главами, а не 41 как уже есть в оригинале. И у меня нет доступа к этим произведениями на пиратских сайтах. Я же не буду писать админам с просьбой заменить текст, нет! Это глупо.

Да и не всегда есть способ связаться с администрацией таких сайтов. В большинстве случаев контактной информации просто нет. Лишь пометка, что администрация не несет никакой ответственности за содержание контента, не более.

Так куда жаловаться авторам в случае пиратства? Для этого есть различные государственные органы. У каждой страны они свои. Гуглите, изучайте, оформляйте.

Четвертое: искажение книги. Как я уже говорил, пиратам плевать, кто написал «Игру в маски». Так же им плевать на сюжет, жанр, возрастные ограничения книги. Вы можете легко внезапно обнаружить свои книги с неверным указанием жанра, «левым» описанием или некорректными возрастными ограничениями на каком-нибудь пиратском сайте. К примеру, мои «Летописи межмирья» до сих пор на некоторых сайтах числятся как диология. Хотя цикл из ШЕСТИ книг я дописал еще в году так 2015.

Возможно, я указал не все пункты, но у меня нет опыта работы с крупными издателями (АСТ отказал в издании «Пыль богов») и я сам еще не знаю всех тонкостей. Думаю, авторы, которые уже издались, дополнят список.

Но почему нет и слова о деньгах? Дело в том, что деньги, в первую очередь, теряет издатель, а не автор. Автор теряет роялти. Хотя, тут спорно, ведь есть множество вариантов контрактов. К примеру, издатель может сразу выплатить автору гонорар и доплачивать процент от продаж. Либо автор сидит только на роялти, либо еще что-то.

Да и сам заработок для автора, как бы это странно не звучало, дело второе, если не третье или даже четвертое. Для автора первостепенно, чтобы его читали. Основная цель издания автором книг – это сама книга. Напечатанная в типографии, в твердом переплете, с яркой обложкой. И чтобы автор сидел на автограф-сессии или презентации книги и подписывал книги благодарным читателям. Да, ради этого издаются книги. Авторами, разумеется, для издателя это бизнес.

Есть ли смысл бороться с пиратами? Нет. Как сказал кинорежиссер Тимур Бекмамбетов, пират не пойдет в кино. Да, он говорил немного в другом ключе, но сейчас, повторюсь, есть сервисы подписок, где контент доступен за символическую плату. Но при этом существуют пираты. Пираты не купят лицензию, они будут пиратить. Йо-хо-хо, и бутылка рому!

В плане литературы все точно так же. Пират не купит книгу на Литресе. Пират будет сетовать на отсутствие книжных магазинов в своем городке, на то, что почта плохо работает и есть риск не получить книгу при заказе. Но он будет молчать, что можно купить электронную книгу, что можно купить подписку на прочтение книги (хвала небесам, и таких сервисов полно). Пираты будут пиратить, как бы издатели с ними не боролись.

Всего хорошего, коллеги!

Категория: #литведьмак | Просмотров: 299 | Добавил: AlexShostatsky | Рейтинг: 0.0/0